Сегодня немного поразглагольствуем на тему психолингвистики и гипотезы Сепира-Уорфа (см. [1]).

Идея гипотезы на первый взгляд довольно очевидна -- мышление и способ познания реальности во многом определяется языком. Это явление называется лингвистической относительностью и впервые о нём заговорил ещё в начале XIX века Вильгельм Гумбольдт. У современных исследователей не столь радикальные взгляды на эту идею, есть аргументы как против, так и в пользу неё (см. [2]).

Насколько я знаю, в Дагестане всерьёз не проводились психолингвистические исследования, и работ на эту тему нет (поправьте, если Вам известно обратное).

А ведь было бы очень интересно обнаружить какие-то связи между структурой нахско-дагестанских языков и нашим менталитетом. Картину, конечно, исказит повсеместное использование русского в качестве разговорного, но ведь и сам русский язык существует в Дагестане в виде своеобразного диалекта. Подобные исследования (среди билингвов) проводились, и порой это позволяет получить даже более точную картину, отделив влияние культуры и традиций от влияния языка.

Давайте же попробуем хотя бы теоретически вычленить некоторые особенности дагестанских языков, которые потенциально могут влиять на то, как носители языков рассуждают.

Ссылки: